Алла Петрова МосиенкоБиографическая справка
Алла Петровна родилась 6 февраля 1936 года. Выросла в Бердянске и закончила школу №1 в 1953 году. Высшее образование Алла Петровна получила в Днепропетровске. Учебу в университете пришлось закончить в 1959 году, т.к. один год ушёл на декретный отпуск. В этом же году она вышла замуж. Окончательный выбор профессии произошёл, когда Алла Петровна училась в старших классах. Интересно, что в детстве желаемая профессия была очень далека от реальной - будущей учительнице хотелось быть лётчицей. Полина Осипенко была кумиром всех её современников. Учась в средних классах, Алла хотела быть хирургом. Но позже она все же решила, что профессияff
Дочь Аня
учителя - это то, что ей нужно. Алла Петровна благодарна своим учителям, Надежде Михайловне Милосердовой, Марии Федоровне Михайловой, Любови Григорьевне Никитиной за то, что привили ей любовь к языкам. Практически работать Алла Петровна начала в 59-м году (школа №5, пионервожатая). Два года она работала в этой школе учительницей русского языка. С 1961 года - работа в горкоме Комсомола, позже - учитель русского языка и литературы в интернате. Затем была работа в центральных классах в здании школы №2.
Одновременно работая в школе №5,интернате, Алла Петровна согласилась с предложением работы завуча начальных классов. Итак, в нашей школе Алла Петровна работала 21 год, из которых 12 - в качестве завуча.
Холодный ветер и пасмурное небо кажутся такими далёкими, когда находишься в гостях у интересного человека, учителя - филолога Аллы Петровны Мосиенко. За те полчаса, которые я провела в доме этой женщины, она успела рассказать мне о своей жизни и работе с учениками. Где и когда вы родились? Родилась я в Бердянске, в 1936-м году. Но есть некоторые разногласия насчёт дня рождения - мама говорит, что я родилась 6-го февраля, ночью, хотя в документах записана другая дата- 5-е февраля. До получения паспорта я отмечала день рождения 6-го числа, а после получения паспорта - официально 5-го. В какой школе вы учились? Это была 1-я школа, в которую пошла в 43-м году, закончила её в 53-м. Вы уезжали из города, чтобы продолжить учёбу? Да, шесть лет я прожила в Днепропетровске, училась в университете на филологическом факультете, но закончила учёбу в 59-м, так как год ушёл на декретный отпуск - в это время я родила дочь и вышла замуж. Как получилось так, что вы связали свою жизнь с работой учителя? Это был первый и единственный выбор профессии? В самом начале, как рассказывала мне мама, я хотела стать лётчицей, как Полина Осипенко, но после её гибели мне автоматически перехотелось иметь такую профессию. Затем где-то в средних, если не ошибаюсь, классах моей мечтой была профессия хирурга. Потом, когда уже заканчивала школу, я окончательно решила, что буду поступать в университет. Правда, был возможен вариант поступления в Ростовский университет на филологический факультет. Как бы то ни было, я остановилась на филологии, и в том, что я успешно закончила учёбу, заслуга моих учителей. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о них. В начальных классах у нас была замечательная учительница- Надежда Михайловна Милосердова. В средних - учитель русского языка Мария Фёдоровна Михайлова. Это был профессионал высочайшего качества; вот она, наверное, и привила мне любовь к языкам. Естественно, к ней относились по-разному. Например, мальчишки наши были ею недовольны и называли «бабой Марфой». Я же её боготворила. Также была учительница украинского языка, Любовь Григорьевна Никитина. Вот тогда, в средних классах, я почувствовала, что действительно украинский язык - «мова співуча». Замечательная была учительница. Она никогда не повышала голос; что бы не происходило, никого не оскорбляла - ни словом, ни жестом. Всю жизнь посвятила своему делу, работе. С чего началась ваша работа? Как вы попали в нашу школу? В 59-м году, когда я вернулась в Бердянск, меня направили в 5-ю школу в качестве старшей пионервожатой, так как не было свободного места учителя. Работы, естественно, было немного. Но направляли меня туда с явным дальним прицелом - через пару месяцев после того, как я пришла в эту школу, одновременно должны были уходить две учительницы русского языка, и я, соответственно, взяла их классы. Это были десятые, выпускные классы, ребята были хорошие, отношения замечательные, но всё же было трудно. Хотелось работать так, чтобы детям было интересно; днём и ночью сидела над материалом, перечитывала бесконечное количество раз...Работала я в этой школе 2 года. А чем вы занимались в 70-х годах? С 61-го года я работала в Горкоме комсомола. А после меня направили в интернат. Четыре года я работала там учителем русского языка и литературы. В это время я тяжело заболела, и после болезни мне помогли устроиться на работу в школе в центре города. По сути, это была вечерняя школа, но называлась заочной. В то время существовали школы, подотчетные так называемой «Школе мастеров»; они находились практически при всех заводах и предприятиях, и их суть заключалась в том, что они давали образование людям, имеющим статус высшей квалификации рабочих (бригадиры, мастера). Эти люди были намного старше меня. Так я преподавала в школах при Первомайском заводе и на Дормаше; также были центральные классы в старом здании школы №2. С чего началась работа завуча? В то же время мне предложили работу завуча на полставки. Потом намеревалась уходить из заочной школы попросту потому, что такие школы закрывали. Очень не хотелось прощаться с родным коллективом. И вот поступило предложение от заведующего ГорОНО (с Иваном Степановичем мы были знакомы ещё со студенческих лет, так как жили в одном общежитии в Днепропетровске, когда учились) занять место завуча нач. классов во 2-й школе. Вам понравилась это предложение? «Вы издеваетесь? Какой из меня завуч, ещё и начальных классов?»,- вот что я ему сказала. На тот момент я работала и в 5-й школе, и в интернате, поэтому работа завуча, да ещё и младших классов (я и со средними- то не работала) была практически невозможной. Но, так как в случае отказа мне предстояла работа в Луначарске, я согласилась. Но вообще было страшновато работать в этой школе; она занимала какое- то особенное место в городе. Сколько лет в общей сложности вы проработали учителем? В школе №2 я работала 21 год, из них 12 лет в качестве завуча начальных классов. Вообще считалось, что всё, что могло быть лучшее в плане образования, было именно в этой школе. И естественно, во главе такой школы могла стоять только Елена Дмитриевна Хоминская. Она очень строго подбирала коллектив, никогда не скрывая своего недовольства кем - либо из учителей. Но на это никто и никогда не обижался, так как она была мастером своего дела. Из её уст нередко звучала фраза: «Мне трудно найти хорошую уборщицу, а хорошего учителя я найду». Поэтому и старались работать добросовестно. Этот человек вникал во все нюансы учебного процесса, всегда умел постоять за честь школы... Вот некоторые факты из жизни Аллы Петровны. Оказалось, что мы, ученики, и учителя, в ответе друг за другом. Так что следует помнить, что как учителя несут ответственность за нас, так и мы должны по возможности оправдывать их надежды, как стараемся оправдать надежды родителей. |